Архитектурное освещение

Многие архитектурные решения наших дней настолько оригинальны, что мысль чем-то дополнить их возникает редко. Если все же требуется добавить изюминку внешнему виду строения, художники-оформители прибегают к архитектурном освещению.

Архитектурное освещение — не просто подсветка фасадов или прилегающей к зданию территории. Возможности современного осветительного оборудования способны воплотить в жизнь любые дизайнерские задумки: менять форму и цвет фасадов, транслировать разные изображения, воссоздавать на серой стене картины и сюжеты из фильмов.

Правильно подсвеченное здание или памятник обязательно обратят на себя внимание, поэтому такое решение — универсальный инструмент для рекламы и праздничного оформления строений.

История возникновения

После первой мировой войны престижный район Нью-Йорка в США удивительно преобразился благодаря световому освещению. Манхэттен стал похож на волшебную страну с воздушными замками и сотнями разноцветных фонариков. Об этом преображении в 1925 году писали газеты — новость о метаморфозах Манхэттена попала даже в Нью-Йорк Таймс. Немецкий кинорежиссер Ф. Ланга после посещения США в 1924 году говорил, что улицы Нью-Йорка подобны крутящимся, вращающимся, движущимся безднам света. Наверное, так и выглядит настоящее счастье.

В Европе мода на архитектурное освещение развивалась вместе с идеей эстетического оформления городов. Чувство вкуса и стиля утонченных европейских архитекторов устанавливало высокую планку всем оформителям и просматривалось во всех идеях. Многих европейских архитекторов раздражал динамичный и яркий стиль Америки: он противоречил их представлениям о многовековых традициях, в нем отсутствовало чувство меры и многие решения казались просто вульгарными.

До 1960 года декоративное оформление светом было явлением второстепенным, но уже тогда стало понятно, что за ним будущее. Идеи светового оформления возникали одна за другой и это обнаружило необходимость получения профильного образования людьми, которые уже считались мастерами своего дела.

Вспоминая историю, можно отметить, что современное архитектурное освещение — синтез лучших идей и возможностей, но и сейчас в этой сфере можно заметить веяния начала ХХ века, главные из них: эстетика и функциональность.

Особенности современного архитектурного освещения

Правильное применение подсветки приносит хороший результат. Владельцы коммерческих объектов заказывают подстветку для привлечения внимания, стараются сделать ее оригинальной и запоминающейся. Но становится актуальным вопрос затрат на оплату электроэнергии, поэтому все чаще в освещении объектов вместо ламп используют энергосберегающие светодиоды.

Возможности архитектурного освещения кажутся безграничными: точечное, разноцветное, контурное, динамичное или плавное переливание света. Талантливому дизайнеру под силу сделать здание неузнаваемым: подчеркнуть детали, которые днем практически неразличимы, придать им совершенно иной облик в темное время суток.

При разработке архитектурного проекта специалисты учитывают все нюансы: мощность оборудования, объем энергопотребления, точки подключения, способы монтажа и демонтажа, возможность обслуживания в процессе эксплуатации, безопасность использования, направленность потоков, соблюдение санитарных и строительных норм.

Варианты архитектурного освещения

Сегодня существует 6 основных типов освещения:

  • Общее заливающее. Самый простой и универсальный тип. Проект с таким видом освещения не требует участия дизайнера, подразумевает использование ламп 1–2 цветов, идеально подходит для подсветки культурных объектов, и городских зданий. Заливающее освещение достигается за счет установки прожекторов на определенном расстоянии от объекта. Свет от прожекторов очень яркий, поэтому, прежде чем выбрать такой вариант убедитесь, что лампы не доставят неудобств жителям окрестных домов.

  • Локально-зональное. Призвано акцентировать внимание на отдельных элементах фасада: окнах, карнизах, сводах, балконах. Такой тип подсветки подразумевает наличие продуманной композиции. В данном варианте архитектурного освещения используются светильники средней и малой мощности, а также линейной формы на базе светодиодов — прекрасного аналога люминесцентным лампам.

  • 3. Фоновое или силуэтное. Позволяет добиться «театрального эффекта» — с ним очертания и формы объекта становятся видимыми, но без деталей. Смысл этого эффекта в том, чтобы создать светящийся задний план, на фоне которого сам объект будет темным силуэтом, графическим образом. Удачно применяется для освещения дворцов с колоннами, театров.

  • Контурное. Новый прием, позволяющий с помощью сотен метров линейных светильников выделить контур здания. Благодаря появлению недорогих источников света, такой тип освещения становится все популярнее. В рождественских фильмах дома в праздник украшены именно по контуру.

  • Световые фасады. Способ хорош для подсветки зданий со сплошным остеклением: торговых и развлекательных комплексов, офисных центров. Осветительное оборудование устанавливается внутри помещения и направляется на стекло — в результате получаются разнообразные световые эффекты: статичные или динамичные.

  • Цветодинамика. Интересный метод, позволяющий оригинально комбинировать разные оттенки ламп или светодиодов, задавать автоматическую смену цвета, типа мигания, вспышек или переливов. Цветодинамику можно применять также в заливном и силуэтном архитектурном освещении. Используются прожекторы, точечные светильники, светодиодные ленты.

Назначение и возможности

Разные типы освещения и подсветок требуют разных типов светильников. В зависимости от масштаба проекта следует выбирать оборудование с соответствующим назначением и мощностью:

  • Прожекторы. Их принято использовать для подсветки фасадов зданий, рекламных щитов или определенного участка территории. Если необходимо, свет прожекторов будет мягким и рассеянным, если нужен другой эффект, он будет ярким и броским. Галогенные прожекторы обладают отличной цветопередачей и максимально приближены к дневному свету. Из минусов можно отметить долгое разгорание ламп: 2–3 минуты.
  • Люминисцентные светильники. Хороши для подсвечивания высотных зданий, подчеркивают форму, отдельные детали или создают световое изображение. Такой тип подсветки считается недорогим и универсальным.
  • Неоновая подсветка. Подходит для локального подсвечивания элементов сложных архитектурных объектов. Неоновой трубке можно придать любую форму. Она имеет продолжительный срок службы при правильной эксплуатации — а значит, такой тип подсветки будет удачным решением для наружной рекламы.
  • Светодиоды. Самый современный тип подсветки: удобный, оригинальный, надежный и экономичный. Имеют разные насыщенные оттенки, возможность программирования смены цвета. Ими можно подсвечивать целые здания или отдельные геометрические формы, они на 80% экономичнее, чем галогенные лампы. Позволят реализовать самые оригинальные и смелые дизайнерские идеи.

Архитектурное освещение — прекрасная возможность сделать здание, памятник, арт-объект заметными, придать фасаду обычного офисного центра яркость и индивидуальность. Все элементы легко монтируются, не нарушая целостность строения. Богатый ассортимент светотехнического оборудования в руках грамотных специалистов превратит самое незаметное строение в яркую точку на карте любого города.